Знания: энциклопедические или справочные?

Телевидение  — это не только спортивные программы, бесконечные телесериалы, разнообразные по темам дебаты, но и различные интеллект-шоу. Начавшись 40 с лишним лет назад с программы «Что? Где? Когда?», сегодня они охватывают аудиторию, как принято говорить, «от 7 до 70»: играют дети («Самый умный»), семьи («Счастливый случай»), трудовые коллективы («Умнее не придумаешь»), по-прежнему в строю бессмертно-бессменные обладатели и хрустальных сов, и малиновых пиджаков игроки элитарного клуба «Что? Где? Когда?»  — словом, каждый может привести свои примеры. Авторы предстоящей дискуссии, поучаствовав в различных городских интеллект-шоу  — Jack Quiz, «Мозгобойня», «iQuiz», «Ума Палата», задаются, тем не менее, рядом вопросов. Для победы нужно иметь глубокие предметные знания или элементарную натасканность на различные справочные данные? Насколько игра способствует развитию морально-волевых качеств, или победителей не судят, поэтому для достижения цели все средства хороши?

По верхам моей памяти…

Думаю, все согласятся, что многочисленные интеллектуальные игры берут свое начало от легендарной «Что? Где? Когда?» (сокращенно ЧГК). Довелось слышать интересное мнение, что такая игра могла появиться только в Советском Союзе. Люди разных профессий не могли реализовать свой интеллектуальный потенциал по основному месту работы, потому как периодически перебирали картошку на овощебазе, чего их зарубежные коллеги явно не делали, потому что были заняты по специальности. Поэтому телеигра стала для них своеобразной отдушиной, где можно было, по ироничному замечанию одного из критиков, «с изнеможением откинуться в кресле после очередного ответа на вопрос из курса школьной программы».

Обычное дело, когда «люди из телевизора» становятся кумирами, будь то спортсмены, артисты или демонстрирующие похвальную эрудицию знатоки. Но можно ли считать «игроков элитарного клуба» такими уж безоговорочными примерами для подражания? Ибо за 40-летнюю историю игры признанные мэтры не раз демонстрировали способность правдами и неправдами продавить сомнительный ответ в качестве верного, чтобы буквально выцыганить заветное очко. Добавьте сюда подсказки (поэтому не верю в честность игр «Что? Где? Когда?», где знатоки-болельщики буквально подпирают игровой стол), неджентльменское поведение одетых вроде как в джентльменов игроков… Если так себя ведут взрослые и вроде как уважаемые дяди, удостоенные различных наград, но при этом регулярно демонстрирующие, что для достижения победы все средства хороши, то почему мы решили, что, имея перед глазами такой пример, юное поколение знатоков непременно будет соблюдать приличия вместо «цель оправдывает средства»? И если в футболе симулянта, выпрашивающего пенальти, могут попросить с поля, то, чтобы ни вытворял тот или иной знаток, мы обязательно увидим его на следующей игре. Так что рекомендовать игру «Что? Где? Когда?» как средство воспитания положительных качеств весьма неоднозначное решение.

Все большее количество школ открывает собственные клубы «Что? Где? Когда?». Перефразируя поэта, можно уверенно сказать: больше клубов  — хороших и разных! Пусть у всех будет шанс проявить свои артистические, художественные, спортивные, интеллектуальные способности. Проблема только в том, что до абсурда можно довести любую идею, поэтому стремление к здоровому образу жизни губит людей не меньше, чем вредные привычки.

Один из распространенных мифов о том, что участие в интеллектуальных играх способствует поступлению в высшие учебные заведения, потому что развивает логическое мышление, расширяет кругозор и много еще чего позитивного. Как следствие  — убеждение: знания  — ничто, уметь логически мыслить  — все, занимайтесь ЧГК! Во-первых, этот тезис представляется известным лукавством в стиле «Все погибшие на войне ели огурцы  — следовательно, огурцы вредны». Начать с того очевидного факта, что вузов, платных и бюджетных, сейчас много, а поступающих  — не очень, поэтому хватает в самый раз закрыть все места и «знатоками», и абитуриентами попроще, в конце августа красивые цифры по своим выпускникам-студентам предоставят и гимназии с лицеями, и очень средние школы. Отдельная тема  — низкие проходные баллы ЦТ по ряду предметов, что тоже способствует тотальной поступаемости. Другой момент: до сих пор не встречал ни одного школьника, который, увлекшись интеллектуальными играми, отказался бы от репетиторов. За что отдельное спасибо родителям за их здоровый консерватизм.

Во-вторых, только недавно чемпионат Беларуси по ЧГК перестал совпадать с финалами республиканских олимпиад, когда можно успеть всюду. Но знаю конкретные примеры, когда школьники намеренно проваливали областную олимпиаду ради финала ЧГК. Ни дать, ни взять: что с тобой сделал ЧГК, приятель? Такой молодой, а уже Двинятин! Хотя, с другой стороны, есть потрясающий стимул: будешь хорошо играть в ЧГК  — попадешь аж на чемпионат Европы по интеллектуальным играм! Не где-нибудь, а в Гомеле! Будешь хорошо учиться по конкретному предмету  — поедешь всего лишь на международную олимпиаду. В какую-то Италию, Канаду, Сингапур, Таиланд, Австралию… Ну и так, по мелочи: без экзаменов на бюджет в любой вуз поступишь.  Насчет тезиса «Игра «Что? Где? Когда?» учит работать в команде» можно отметить, что этому способствует, вообще-то, любая коллективная деятельность, начиная от выпуска стенгазеты и посещения ветерана войны и вплоть до танцев и спорта. А еще есть «Восьмое правило Фингейла: работа в команде очень важна. Она позволяет свалить вину на другого…». Уж мы-то знаем…

Насчет расширения кругозора и эрудиции тоже не все однозначно. Лет десять назад написал для командной «Своей игры» одного из республиканских турниров тему «Повести Белкина»  — пять вопросов по пушкинским произведениям этого цикла. Было максимум три точных ответа, и то  — от команды лицеистов БГУ. Зато на вопрос «Самый высокий из действующих вулканов планеты?» правильный ответ дали все! Это Льюльяйльяко, если вы вдруг не знали, где-то в Перуанских Андах. Несомненно, очень полезная информация  — вдруг в кроссворде попадется? Каждый уважающий себя знаток без запинки произнесет имя другого вулкана  — Эйяфьядлайёкюдль, а особо одаренный даже напишет его по-исландски  — Eyjafjallajоkull. А также выдаст кучу другой справочной информации про самое длинное, высокое, глубокое, древнее, богатое… Чтобы потом после игры снисходительно заметить своим менее удачным коллегам: «Как этого можно не знать!?» Лауреата Нобелевской премии по литературе 1989 года, что Моцарта звали Иоганн Хризостом Вольфганг Амадей, что четыре основных канала Амстердама  — это Сингел, Херенграхт, Кейзерсграхт и Принсенграхт и так до бесконечности.

…Помню изумление известного белорусского знатока Леонида Климовича на одном из турниров: «Надо же, о философе Шопенгауэре никто понятия не имеет, зато наперебой знают румынского футболиста Дуду Джорджеску…» Главное достижение этого Дуду  — 47 забитых мячей в чемпионате.

При этом в порядке вещей становится писать апелляции на снятие вопроса с мотивировкой «вопрос задан по произведению, которого нет в школьной программе…». Пикантность в том, что под этот пункт попадают культовые для здорового детства «Два капитана», «Тимур и его команда», «Айвенго», «Человек-амфибия»…

…Владимир Высоцкий, спевший «Значит, нужные книги ты в детстве читал…», переворачивается в гробу. Вспоминается Шерлок Холмс из советского сериала, до встречи с Ватсоном считавший, что Солнце вращается вокруг Земли, но при этом убедительно объяснявший, что голову-чердак нужно наполнять только полезными вещами, для него это было, например, виды грязи в разных частях Лондона. Вроде бы то же самое делают начинающие знатоки, и вся ценность «Евгения Онегина» для них состоит в количестве глав романа и расстоянии, на котором происходила дуэль. Разница в том, что Холмс занимался конкретным общественно-полезным делом на благо людей, а не завоевывал очередную хрустальную сову.

…Кстати, о Шерлоке Холмсе. Одно из свойств английской натуры  — отдавать предпочтение любителям перед профессионалами, поэтому сыщик на общественных началах регулярно превосходит детективов из Скотланд-Ярда. Так что, если наш читатель соберется со своими знакомыми, чтобы поучаствовать в одном из городских интеллектуальных турниров, и займет для начала невысокое место, не стоит огорчаться. Вы состоялись как уважаемый и толковый специалист в своем деле, и так ли уж важно, что вы путаете флаги Исландии и Норвегии?

Дмитрий КУЛИК

Всего лишь игра

«Заряжающие мозги» игры с недавних пор перестали быть делом только школьников и заводчан нефтеперерабатывающего завода, а стали явлением массовым. За год в Мозыре появилось сразу несколько барных интеллектуальных игр  — и не нужно думать, что это лишь легкие викторины. Вопросы порой заставляют поломать голову даже очень эрудированных людей. Некоторые из заданий требуют умения логически мыслить, составлять в голове сложные схемы и очень нравятся людям, которые любят додумываться до сути. Другие задания не столь закручены, но содержат порой такое условие, которое по силам людям с обширными знаниями по разным темам. Как бы то ни было, любой человек может найти в этих играх что-то свое. И определенно получить пользу.

Из опыта участия практически во всех барных интеллектуальных играх сделала вывод, что такое развлечение не только приятно, но и полезно. Главная польза в том, что каждому человеку нужна тренировка ума. Не потому ли многие люди, особенно старшего поколения, любят разгадывать сканворды? Вспоминаю собственное интервью с доктором-психотерапевтом: рассказывая о профилактике депрессий и других пагубных состояний, она обратила внимание на то, что мозг для его здоровья и полноценной работы нужно «подкармливать». Чем? Новыми впечатлениями. Новыми знаниями. Новым опытом. И делать это нужно всю жизнь, даже в преклонном возрасте (кстати, пожилым людям вообще показаны мозговые штурмы, потому что это хорошая профилактика болезни Альцгеймера). «Бортовой компьютер» человека вообще любит новизну: это помогает ему создавать нейронные связи. А вот переизбыток рутины, наоборот, истощает.

Новых знаний на играх можно получить предостаточно. Даже если вы не смогли одолеть какой-то вопрос, ответ вы узнаете и, может быть, даже удивитесь, насколько все было элементарно. Даже по телевизору смотреть «Что? Где? Когда?», пытаясь взять вопрос быстрее, чем уважаемые знатоки, очень увлекательно. Но все же интересней быть непосредственным участником событий, тем более в хорошей компании.

Хорошая компания  — это еще один аргумент в пользу того, чтобы играть в интеллектуальные игры. Перефразируя поговорку, одна светлая голова  — хорошо, а целая команда лучше. Можно прийти поиграть в совершенно незнакомую компанию и найти новых друзей. Для меня стало открытием, что в Мозыре, оказывается, так много умных и интересных людей, с которыми всегда приятно общаться. И что удивило, так это то, что люди играют с искренним азартом, а после игры бурно обсуждают вопросы.

Еще один вопрос  — нужны ли глубокие знания, или достаточно поверхностных, отрывочных знаний по разным дисциплинам? Из своего опыта могу судить, что последних явно недостаточно. Сужу в основном по себе и, чтобы не огорчаться, списываю все на профессиональную деформацию (журналистам приходится «лавировать» в большом потоке информации, и потому набор знаний по принципу «что не съем, то понадкусываю»  — обычное дело). Думаю, выигрышнее в нашем случае смотрятся люди, которые более основательно подходят к пополнению багажа знаний и умеют им воспользоваться, чтобы «докрутить» вопрос. Хотя, по словам одного школьника, участника интеллектуальных турниров, с которым мне довелось беседовать, для победы куча знаний в голове – тоже не самое важное. А самое важное  — это умение очень быстро думать, потому что в играх почти всегда время на раздумья ограничено. Кстати, раз уж мы говорим об интеллектуальных играх, то нужно прояснить вопрос, что же такое интеллект. Большой энциклопедический словарь разъясняет, что интеллект  — это способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности, при овладении новым кругом жизненных задач. Понятное дело, речь тут не совсем о совокупности знаний, выученных человеком, например, в школе или университете. Это те знания и тот опыт, который мы применяем в жизни, способность своим умом дойти до решения каких-либо насущных вопросов. Казалось бы, причем тут вопросы из игры «Что? Где? Когда?», как они могут помочь в жизни? И тут я хочу вернуться к первому высказанному аргументу  — о том, что уму нужна тренировка для формирования новых нейронных связей в «биологическом компьютере» человека. В конце концов, необязательно относиться к интеллектуальным играм слишком серьезно, ведь это всего лишь игра, одна из многих, которые полюбились людям.

Что до школьного «Что? Где? Когда?», то это явно не то же, что отвечать на уроке. Игра тем и отличается от экзамена, что здесь не нужно демонстрировать, сколько книг из внеклассного чтения вы одолели летом, и не так уж страшно, что вы проспали пару лекций по философии в университете. Когда сидишь в ожидании следующего вопроса, непременно волнуешься, потому что достоверно не знаешь, входит ли он в сферу ваших знаний. Если не входит  — возможно, на него ответит кто-то другой, или получится додуматься вместе, собирая по крупицам, кто что знает. Игра-то командная.

В споре об интеллектуальных играх я бы не стала сравнивать школьное ЧГК и всяко-разные «лиги», в которых играют знатоки-профессионалы, с барными играми «для простого народа», такими, как «Мозгобойня», «Ума палата», «Джек Квиз» и другими, уже получившими популярность в Мозыре. Для тех, кто стремится завоевать побольше титулов и обозначить свое место среди таких же знатоков во всей стране, правила одни. Для тех, кто ходит поиграть просто для удовольствия, совсем другие. И у них, конечно, будут свои мотивы и свои версии, почему им нравится играть, кроме тех, о которых уже сказала я.

Но объединяет всех одно  — азарт. Это то, без чего любая игра становится пресной. Понятное дело, что победить хочется всем, даже тем, для кого главное не победа, а участие. Как говорится, аппетит приходит во время еды. И желание победить заставляет тренироваться, читать и запоминать побольше даже тех, кто от профессиональных интеллектуальных игр далек. Это тоже стимул для развития.

Считать интеллектуальные игры чем-то, что способно взрастить гения-эрудита, глупо, это всего лишь развлечение. Но вкусное и полезное.

Елена МЕЛЬЧЕНКО

Знания: энциклопедические или справочные?: 2 комментария

  • 07.07.2017 в 12:12
    Permalink

    Сергею Станкевичу:
    Я хочу все-таки высказаться в защиту своего коллеги. Мне кажется, тут более подходящее выражение — не «гадить», а «выносить сор из избы». В любой движухе есть свои подводные камни и течения, и всякого рода минусы. А формат этой рубрики подразумевает, что кто-то будет высказываться о плюсах, а кто-то о минусах. Дмитрий Юрьевич, хорошо зная движуху изнутри, решил высказаться о минусах. Я думаю, он может сходу набросать и множество плюсов. Я отстаивала более наивную позицию, потому что дилетант и есть. Ну, вот как-то так.

    Рейтинг комментария:Vote +1+1Vote -10

  • 07.07.2017 в 01:14
    Permalink

    Было очень интересно прочитать статью. Особенно интерсно слышать подобное мнение от Кулика. От человека который: один из судей чемпионта по ЧГК ОАО мозырский НПЗ, тренер одной из цеховых команд завода, постояный участник интеллектуальной викторины Jack-Qiuz, руководитель и капитан команды в «Мозгобойне». И ещё вроде бы господин кулик является, кажется чемпионом РБ по «Своей игре». Уважаемый, если уж вам так не нравятся интеллектуальные игры, их принципы и правила, ТО ПОЧЕМУ ЖЕ ВЫ ТАК АКТИВНО В НИХ УЧАСТВУЕТЕ. Есть смутное сомнение, что вам в вашей жизни нехвататет адреналина, а самый доступный для вас метод — это участие в такиъх играх — вот вы им и пользуетесь. Нет, это совершенно нормально, любой мужик должен где-то черпать свою дозу адреналина. Но вот тольок желатедльно не гадить там где кормитесь…

    Рейтинг комментария:Vote +1+2Vote -10

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *