ЛИКВИДАЦИЯ: «Праваабаронцы» не объяснили, зачем вдруг закрыли свой гомельский офис во главе с Судаленко

448

В Гомеле закрылось отделение республиканского общественного объединения «Правовая инициатива». Слышали о таком? Нет? А оно было…

Почти как в известном фильме: «Видишь суслика? Нет. И я не вижу. А он есть». 

Эта структура, как и ее республиканская голова в Минске, должна “содействовать построению в Беларуси социального, демократического, правового государства, повышению правовой культуры белорусских граждан”. По крайней мере, именно так написано на сайте организации. В числе основных задач, конечно же, — защита жертв нарушений прав человека, информирование международных организаций о ситуации с правами человека в Беларуси. В ценностях среди прочего заявлены открытость и прозрачность, честность, а также солидарность и сотрудничество правозащитников. Полный список “бурной” деятельности можно найти все там же — на официальном сайте.

Согласна, формулировки несколько туманные и как будто ни к чему не обязывают. Вроде цели есть, но ничего конкретного. Впрочем, быть может, так и задумано? Во всяком случае, хоть объединение и зарегистрировалось в 1996 году, о его деятельности мало кто из “простых смертных” слышал. Если не сказать, что никто…

Зато неплохо осведомлены о существовании такой организации некоторые “праваабаронцы”. В частности, с момента появления гомельского отделения “Правовой инициативы” (более 15 лет назад) его главой числился не кто иной, как Леонид Судаленко. Персонаж, как становится понятно, весьма разносторонний. Он и юрист РЭПа, и в Белорусской ассоциации журналистов состоит, и в правозащитном центре “Вясна”.И вот, оказывается, еще и председатель гомельского отделения “Правовой инициативы”. Более того, даже успел “порулить” республиканской организацией. Правда, недолго.

И тут, как гром среди ясного неба, по инициативе самой “Правовой инициативы” (уж простите за каламбур) закрывается гомельское отделение этой организации во главе с Судаленко.

Даже стало интересно, в чем суть. Давайте разбираться: гомельский филиал “Правовой инициативы” существовал с начала 2000-х, вел себя не особо заметно и вдруг… в 2019-м он закрывается. Причем это единственная официально зарегистрированная “праваабарончая” организация в Гомеле. И ликвидируют ее — ВНИМАНИЕ — не белорусские власти, периодически обвиняемые оппонентами в нарушении демократических устоев, а сами хозяева в Минске. В голове не укладывается!

— В январе 2019 года правление республиканского общественного объединения “Правовая инициатива” подало документы на исключение Гомельского городского отделения из журнала государственной регистрации организационных структур общественных объединений, — пояснили в Гомельском горисполкоме.

При этом добавили, что председатель республиканского общественного объединения “Правовая инициатива” Виктория Федорова на протяжении осени ездила в Гомель и консультировалась с представителями власти, каким образом ей закрыть гомельское отделение, сетовала, что Судаленко отказывается оформлять документы на ликвидацию и отдавать печать. Впоследствии она предоставила документы, среди которых был протокол заседания правления, в котором предложение ликвидировать территориальное отделение принято единогласно. Также прилагалось объявление в газете “Рэспубліка” об утрате печати и свидетельства о государственной регистрации. Согласно законодательству, 13 февраля 2019 года гомельский филиал исключен из журнала госрегистрации.

Так чем же местное отделение или лично Судаленко не угодили минским патронам? Чтобы узнать это, звоню Виктории Федоровой. Спрашиваю: в связи с чем правление закрыло свою гомельскую организацию? В ответ на это прозвучало: “Я не буду давать комментарии”. Ответом на следующий вопрос, куда же бросаться тем недовольным, чьи права нарушены, раз единственная в округе зарегистрированная “праваабарончая” организация закрылась, стали телефонные гудки — собеседница бросила трубку. В общем-то ожидаемая реакция.

Попытка — не пытка, набираю номер другого высокопоставленного представителя РОО “Правовая инициатива” члена правления Сергея Устинова. Может, он прояснит. Тот же вопрос и… тот же ответ — без комментариев. Сразу вспомнились “ценности” организации, изложенные на ее сайте: получается, с “солидарностью правозащитников” у них полный порядок, а вот с “открытостью и прозрачностью” — как-то не клеится. Выходит, причины закрытия гомельского отделения “Правовой инициативы” — это тайна за семью печатями.

Что же, раз “праваабаронцы” как один словно воды в рот набрали, пришлось воспользоваться интернетом. Вбила в поисковую строку всезнающего “Гугла” запрос: “Гомельское отделение “Правовой инициативы” Леонид Судаленко”. И на просторах интернета нашла любопытную информацию. Из нее следует, что Леонид Леонидович от имени “Правовой инициативы” якобы получал гранты (черт, опять они!) на различные проекты, но отчеты для объединения не предоставлял, рекламу организации не делал. За отказ отчитываться и был официально исключен из организации с лишением поста руководителя гомельского филиала.

Так неужели все дело банально в деньгах? Доподлинно неизвестно, ведь руководители самой организации, напомню, предпочли играть в молчанку. Не потому ли, что деньги, согласно известному выражению, любят тишину? А еще, говорят, не пахнут.

За разъяснениями решила обратиться лично к Леониду Судаленко — все-таки ему, как никому другому, известна вся подноготная этого странного дела.

— Леонид Леонидович, подскажите, пожалуйста, по какой причине закрыли гомельское отделение “Правовой инициативы”?
— Вам необходимо обратиться в управление республиканское, и там вам объяснят.

— То есть вы не можете сказать, в чем все-таки причина закрытия?
— Вам лучше обратиться в республиканскую организацию, они принимали решение на правлении. И вы из первоисточника узнаете причину.

— Еще вопрос: в интернете есть информация, что вы от имени “Правовой инициативы” получали гранты и не отчитывались в Минск?
— Гомельское отделение грантов не имело. Существовало на добровольные пожертвования граждан. Ни один грант не был зарегистрирован и, соответственно, не был реализован.

Из разговора понятно, что ничего не понятно. В общем, дело ясное, что дело темное. А ведь еще в марте 2017 года Леонид Леонидович хвастался на своей странице в “Фейсбуке”, что (орфография сохранена) “вернулся со столицы председателем одной из старейших правозащитных организаций Беларуси — республиканского общественного объединения (РОО) “Правовая инициатива”. Оказали доверие, нужно работать”. Вот и поработали.

gp.by


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: