Интервью с художественным руководителем театра «Легион» Александром Мазьковым

О театре, культуре и творческой активности артистов в интервью с художественным руководителем театра «Легион»  Дворца культуры ОАО «Мозырский НПЗ» Александром МАЗЬКОВЫМ.


– Александр Васильевич, театральный сезон только начался, а вы уже успели и детский спектакль сыграть, и в Брест съездить на «Белую вежу», и в дне города поучаствовать, и даже на центральном телевидении выступить! Прям все фонтанирует! С чем связана такая активность?
– Думаю, это напрямую зависит от наших прошлогодних достижений, ну и от растущей популярности… (улыбается).

– Так-так, интересно. А давайте чуть поподробнее об итогах минувшего сезона…
– Сезон был очень напряженным и в некотором роде уникальным. По его итогам можно с уверенностью сказать: «Легион» на правильном творческом пути. Это подтверждает и массовость зрителей на спектаклях, и гран-при фестиваля «Свет рампы», который мы привезли из Могилева.

– Если не ошибаюсь, это был международный фестиваль?
– Да, в нем, кроме белорусских, участвовали также коллективы из России и Литвы. Причем театр из Гатчины привез спектакль на двоих, в котором играли профессиональные актеры с огромным послужным списком в кино.

– Но тем не менее, главная награда уехала в Мозырь…
– А уж нам как приятно! (Улыбается). После фестиваля была премьера детской сказки «Кот в сапогах». Это моя авторская пьеса по мотивам сказки Шарля Перро. В дни новогодних праздников сказка не оставила равнодушными ни детей, ни взрослых. К показу были сшиты костюмы, и действо получилось очень сочным, красивым, захватывающим и, я бы сказал, – волшебным.

– А весна как-то способствовала творческому расцвету?
– Весной я в основном отвечал на два вопроса: «Как вы рискнули замахнуться?..» и «А билеты еще есть?» (Смеется).

– Как я поняла, речь идет о произведении Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Думаю, в самый раз спросить: «Не опустошила ли вас подготовка к спектаклю?» И «Не было ли «чертовщины» во время репетиций?»
– Чертовщины?.. Если учитывать, что текст многократно перекраивался, слова переходили от одного персонажа к другому, актеры были в постоянном поиске по отработке нужного варианта сценария, то это можно расценить как чистой воды чертовщину и происки дьявола! (Смеется). А вот по поводу затраченных сил, то здесь без всяких шуток скажу – подготовка отняла столько сил, что сразу же после премьерных показов пришлось брать отпуск и лететь на море…

– Но ведь это того стоило? Первый спектакль прошел при полном аншлаге, а потом пришлось давать еще один незапланированный…
– Да, верно. Подобных прецедентов у нас до этих пор не было. Отрадно, что зрители ехали на «Мастера и Маргариту» из Минска, Орши, Светлогорска, Бобруйска, Калинкович, Октябрьского. Одна наша бывшая актриса приехала даже из Москвы, а еще одна – вы не поверите – из Боснии!

– Ого! Вот так ажиотаж! Это свидетельство растущей популярности?
– (Улыбается). Думаете, отвечу «да» и буду упиваться величием? (Смеется). Возможно, со временем мы дорастем до того, что на любые премьеры «Легиона» будут мгновенно раскупаться билеты. Но в данном случае наша заслуга намного меньше, чем автора первоисточника. Люди шли посмотреть на инсценировку любимого романа. Признаюсь, что и я бы пошел на «Мастера…», кто бы его ни поставил. Даже ради того, чтобы посмотреть, как они ЭТО сделают. Роман без всяких преувеличений можно назвать «культовым». И в каком бы театре его ни ставили, в какой бы стране ни экранизировали, он всегда будет вызывать неподдельный интерес зрителя. Сила булгаковского таланта такова, что остаться в стороне от какой-либо интерпретации «Мастера и Маргариты» культурному человеку просто невозможно. Безусловно, каждый постановщик хочет привнести в спектакль нечто свое, найти нестандартные ходы, добавить свои «вкусные» режиссерские штучки…


– Что было главным для вас? Ведь «Мастера и Маргариту» литературные критики называют романом высшей степени сложности…
– Да, «Мастер и Маргарита» – это роман-загадка, над которой до сих пор бьются ученые, но каждый открывает в нем свой смысл. Любому режиссеру, взявшемуся за «Мастера…», надо действовать по принципу «Не пытайся объять необъятное. Выбирай главное». Мы ушли при постановке от почти всех бытовых «московских» сцен. Получились две основные линии – Маргарита с ее неземной и всепоглощающей любовью и Понтий Пилат со своей страшной дилеммой. Ну, а Воланд стал связующим звеном между мирами и временами. На мой взгляд, главную суть мы ухватили.

– Помнится, как некогда в одном из интервью вы сказали, что мечтали сыграть роль Понтия Пилата. Что ощущаете теперь, когда мечта сбылась?
– Ощущаю, что мало сыграно для полного раскрытия этого образа. Тяжелая роль! Пилат, по-моему, – самый несчастный персонаж романа. Человек, обличенный огромной властью, гроза целой провинции и вдруг… трусость. И боится посмотреть Левию Матвею в глаза…

– Можно ли осуждать его за трусость?
– Очень глубокий вопрос. Отвечу на него в общечеловеческом смысле. Наше мнение о человеке субъективно, а потому может не соответствовать истине. К примеру, индейская мудрость гласит: «Не суди о человеке, плох он или хорош, если ты не носил его мокасин». На мой взгляд, это очень верно. Ведь не будучи, как говорят, «в шкуре» другого человека, мы не узнаем, где его крайние точки. Где порог его боли и предел мужества? Насколько высока степень самопожертвования или глубока пропасть трусости? Когда дело касается других, мы судьи. Как только осуждают нас, то мы все – адвокаты…

– В общем, все логично. Но, следуя вашей философии, получается, что любой безнравственный поступок можно оправдать?
– Иногда один и тот же поступок с точки зрения Закона и Нравственности может иметь диаметрально противоположную окраску. Обстоятельства, пограничные и экстренные ситуации меняют людей до неузнаваемости. В искусстве и литературе нам почти всегда помогают, рисуя героев либо со знаком плюс, либо со знаком минус. Редко предлагают самим разобраться. Вот вспомнился фрагмент из фильма «Место встречи изменить нельзя», когда МУРовец Соловьев в лотерею выиграл. Он потом в засаде побоялся пистолет из-под газетки достать, когда Фокс на него свой наставил? Вот вам типичный пример, когда есть один трус, а остальные храбрецы и удальцы. Кажется, ну где тут «двойное дно»? А смысл в поступке глубокий…

– Так вы оправдываете этого МУРовца?
– Нет. Но и не осуждаю. А вот его ложь после случившегося – куда более мерзкий поступок, чем тот, что предшествовал лжи.

– Но ведь и в реальной жизни зачастую бывает, что мы оцениваем людей, особо не задумываясь, над обстоятельствами, в которые они попали…
– Когда на одной чаше весов Жизнь, а на другой Смерть, то нельзя угадать, как поведет себя человек. И не верьте никому, кто скажет: «Я бы не струсил!..» А на войне как нельзя лучше проявляются все «высшие» и «низшие» точки человеческих достоинств и пороков, выплывает наверх самая суть. Как вот и в этом примере из жизни. В 1985-м году простой советский десантник ефрейтор Корявин в бою с моджахедами телом закрыл командира взвода от автоматной очереди. Ему было девятнадцать лет, вся жизнь впереди! Но он спас командира, который потом, грамотно ведя бой, сохранил в живых весь взвод. А Александр Корявин получил звание Героя Советского Союза посмертно. Он покрыл себя немеркнущей воинской славой и навечно зачислен в списки 103-й Гвардейской воздушно-десантной дивизии. Как оценить такой поступок? Героизм?

Безусловно! А теперь выдохнем и поставим себя на место девятнадцатилетнего солдата… Ведь можно же было и не умирать. Ну, принял бы командование замкомвзвода. Авось бы отбился взвод, пусть и с большими потерями… Значит, был шанс у Саши Корявина вернуться домой, обнять маму, завести семью. Но он поступил так. Поэтому он – Герой и он в Вечности…

– Мы с вами, Александр Васильевич, опять затронули тяжелую тему, где у каждого есть свое видение реальности. Давайте теперь перейдем поближе к культуре и творчеству. Расскажите немного о фестивале «Белая вежа» в Бресте, который проходил в 24-й раз. Ведь вы раньше никогда его не посещали?
– Возможно, и теперь бы мы его не посетили, но Оренбургский облдрамтеатр не позволил нам усидеть на месте. Они привезли на фестиваль «Пышку»!

– «Руанскую деву», с которой вы взяли гран-при в Могилеве?
– Да. Именно так.

– Вы, конечно же, не удержались, чтобы посмотреть. Ну, и как вам спектакль в другом исполнении?
– Исполнение великолепное! Но разница была существенная.

– Интересно! У кого, на ваш взгляд, спектакль получился лучше?
– Так нельзя ставить вопрос. Постановки разные и обе хорошо сделанные. Просто «Пышка» – отличный и по большей части веселый спектакль, а «Легион» сделал «Руанскую деву» трагифарсом, психологической драмой с элементами юмора.

– Это, как я понимаю, и есть те самые режиссерские «штучки» и секреты?
– Да, все верно. Но мы смогли донести зрителю то, что хотели, а наши соперники подходили на следующий день после спектакля и говорили, что мы «жестокие люди», которые «порвали им сердца, заставив плакать и не спать всю ночь». Признаюсь, что именно такая цель и ставилась.

– Да, я помню, как зритель выходил после «Руанской девы»! В полной тишине и с сонмом мыслей на челе. Теперь понятно, что вас потянуло в Брест. Ну, а как понять ваше участие в прямом эфире на розыгрыше лотереи «Ваше лото»?
– Мой хороший друг, шоумен, актер и телеведущий Александр Бугаев позвонил еще в прошлом году и сказал: «Слежу за твоими успехами, мастер (так он меня называет), и понимаю, что если и в Минске знают о вашей победе на «Свете рампы», то не пора ли «легионерам» показаться на республиканском телевидении?»

Такая поездка планировалась, но с учетом того, что у «лотереи» недавно поменялась студия и не оказалось места для зрителей, то ехать коллективом не получилось. Поэтому, я взял нашу «Маргариту» – Алесю Коваль и поехал. В виде исключения мне было дозволено разыграть пригласительные билеты на «Мастера и Маргариту» и спеть что-нибудь в конце программы. По мнению руководителя проекта, не всем удается без опыта работы перед камерами столь уверенно и артистично отработать номер в прямом эфире. Мне это удалось. Кто не успел посмотреть передачу с моим участием в прямом эфире, может посмотреть 918-й розыгрыш лотереи «Ваше лото» на Ютубе. Уверяю, что честь города я не посрамил. Также хочу добавить, что если кто-то не успел посмотреть «Мастера и Маргариту» весной, то такой пробел можно восполнить 16 октября: на сцене Дворца культуры ОАО Мозырский НПЗ» «легионеры» вновь постараются подарить зрителю щедрую порцию удовольствия от встречи с вечной классикой.

– Александр Васильевич, благодарю вас за интересный диалог и желаю, чтобы источник, фонтанирующий творческими проектами, идеями, замыслами и поворотами, становился у «легионеров» еще более притягательным и глубоким.
От автора. Можно привести убедительные аргументы как в пользу таланта, так и упорства. Однако же, на мой взгляд, таланту всегда будет отведена главная роль, ибо при полном его отсутствии, сколько ни прилагай усилий, ни к какому серьезному успеху не придешь. Подводя итог сказанному, можно сказать только одно: успех практически всегда зависит от таланта, а талант – это своего рода константа успеха, но не его производная. При условии максимального упорства, добавленного к таланту, можно получить отличный результат. Для этого достаточно посмотреть, как «легионеры» идут к своей цели и уверенно «держат бой на всех флангах».

Наталья КОНОПЛИЧ,
фото из архива.