Семья Веракса из деревни Борисковичи инициировала проект по сохранению и популяризации истории Прудковского сельсовета

45

Денис и Юлия Веракса в 2022 году стали победителями республиканского конкурса «Властелин села». Лейтмотивом их визитной карточки на всех трех этапах проекта был рассказ о прадедушке Дениса, в доме которого и живут молодые супруги.

Яков Степанович Капора – гвардии ефрейтор, ветеран Великой Отечественной войны, награжден многочисленными орденами и медалями. Денис и Юлия свято чтят память о своем героическом предке. Именно поэтому сохранение исторической памяти для них имеет огромное значение, в духе патриотизма и уважения к прошлому своей страны они воспитывают трех детей.

Денис уверен: «Силен тот род, который своих предков помнит и бережет память о них. Эта народная мудрость стала девизом нашей семьи».

Апогеем всей проделанной работы стал инициированный супругами при поддержке председателя сельсовета Светланы Пинчук и директора местной школы Анны Песенко-Сирош проект по сохранению и популяризации истории своего родного края «Паклон табе, бацькоўскі край!».

«Идея реализации этого проекта возникла задолго до участия в конкурсе «Властелин села», но воплотить ее в жизнь удалось только сейчас, – рассказывает Юлия. – В современных условиях, используя интернет, мы рассказываем нашим жителям историю родного края. При въезде в каждый населенный пункт сельсовета будут установлены таблички с исторической информацией и QR-кодом, пройдя по которому, читатель попадет на сайт школы в специальный раздел, где среди прочего будут собраны воспоминания наших ветеранов и узников Великой Отечественной войны, а также долгожителей деревень. В настоящее время QR-коды установлены в Борисковичах и Прудке».

Чтобы жители Мозырского района, а особенно Прудковского сельсовета, поближе познакомились с историей своей малой родины, с людьми, судьбы которых накрепко вплетены в общую историческую канву нашего края, рассказываем историю семьи еще одной уроженки деревни Борисковичи Анны Тихоновны Козырь.

Окопы

Ребенок войны, наша почтенная собеседница пережила фашистскую оккупацию, страх быть угнанной на принудительные работы в Германию, рытье окопов, послевоенный голод, но никогда не падала духом, потому что отчаяться – значило погибнуть.

Анна Тихоновна родилась 31 декабря 1929 года. В семье, помимо нее, было еще четверо детей. До начала Великой Отечественной войны она успела окончить только четыре класса.

Захватив деревню, немцы сразу начали занимать дома сельчан. Не минула эта участь и дом, в котором жили родители Анны Тихоновны, ее сестры и братья. Фашисты сразу же разделили дом мелом на две половины, нарушать это разделение было запрещено под страхом смерти.

Жителей деревни ежедневно выгоняли на работу: заставляли рыть траншеи, окопы. В их числе была и маленькая Аня. Сколько лет ребенку, окончившему четыре класса? А уже в этом нежном возрасте наша собеседница под страхом смерти выполняла непосильную работу, которую не должна была делать. Ведь по всем законам природы люди равны друг перед другом, а дети и вовсе не должны знать, что такое тяжелый физический труд, голод, смерть…

Гитлеровцы часто устраивали облавы на молодежь для принудительного угона в Германию. Анне повезло: она оставалась дома с родителями всякий раз, как объявляли принудительный набор. Удивительно, но в свои 94 года Анна Тихоновна помнит поименно первых 22 человека, которых увезли в Германию из родных Борисковичей. Из них вернулись 18.

Рыжий

Момент, когда оккупанты ворвались в деревню, хорошо запомнил будущий муж нашей собеседницы Владимир, ему на тот момент было 15 лет. После войны он не скоро расскажет об этом, потому что говорить о войне уже в мирное время было непринято.

Но эту историю хорошо запомнила дочь Валентина Владимировна: «Немцы ворвались в деревню на мотоциклах, машинах. Сразу заявили: «Если услышим хоть один выстрел, сожжем всю деревню».

Однажды перед Новым годом они сильно напились.

Отец сгоряча сказал своему отцу, деду Ивану: «Я сейчас возьму автомат и прямо здесь их постреляю». Но дед Иван не дал этому произойти: «Ты застрелишь три человека, а они потом всю деревню сожгут». А был у деда в доме один немец на постое, рыжий такой, который сильно любил развлекаться стрельбой: поставит отца и палит поверх его головы, а сам радуется, словно ребенок».

Сосна

В 1944 году, чтобы избежать отправки в Германию, юный Володя и трое односельчан спрятались в лесу, который немцы решили «прочесать» почему-то без собак. Услышав их говор, он быстро взобрался на самую верхушку сосны, а те трое замешкались – их и взяли. Ночевал в лесу, пока не стало безопасно.

«Удивительно то, что отца не выдали. Так он спасся, но заработал себе в 17 лет бронхит, которым страдал на протяжении всей своей жизни», – говорит Валентина Владимировна.

На фронт

Владимира Ивановича призвали в армию в октябре 1944 года. 15 января 1945-го он получил тяжелое ранение в ногу, попал в госпиталь, где пробыл три месяца. Его хотели уже комиссовать с группой инвалидности, но солдат бурно воспринял такое развитие событий.

«Я вернусь домой инвалидом, – вспоминает рассказ отца Валентина Владимировна. – За меня никто замуж не пойдет. Так не годится. Лечите!». В итоге отца оставили на дальнейшее лечение в госпитале, в этот раз он провел там 8 месяцев». В личном деле есть описание его боевых заслуг, за которые он был награжден медалью «За боевые заслуги»: «Участвовал в боях при общем наступлении на подступах к г. Кёнигсбергу, где и получил тяжелое ранение. За время прохождения службы в 267-м отдельном рабочем батальоне показал себя лично дисциплинированным и исполнительным. По боевой и политической подготовке успевает хорошо. Как член ВЛКСМ активно участвует в жизни комсомольской организации роты, помогает командованию в налаживании дисциплины и порядка».

После войны Владимир Иванович продолжил службу в армии: сначала охранял пленных немцев, а ближе к демобилизации был поваром. Домой вернулся в 1950 году.

Вернувшись, о войне много не рассказывал. Тогда не принято было о ней говорить: слишком живы были воспоминания, душевные раны еще кровоточили. Люди хотели мира и покоя.

Хлеб

«После войны тяжело было, голодно, – вспоминает Анна Тихоновна. – Все жито, которое удалось вырастить в оккупации, собрали и сдали в колхоз. Все девчата нашей деревни ходили его жать вручную серпами. Вся наша еда за день – крынка молока и яблоки. Хлеба не было. За хлебом ходили в город пешком, пока доберемся, то и там его уже не оставалось – расхватывали в один момент».

Послесловие

Конечно, жизнь постепенно налаживалась. Люди понемногу начали смотреть на окружающий мир с улыбкой, но эта жестокая, бесчеловечная война осталась в памяти навсегда.

Именно поэтому мы, поколение, родившееся в мирное время, должны не просто знать о чудовищной жестокости в отношении наших предков, но и сохранить эту память, потому что без прошлого нет будущего. В этой простой фразе кроется та глубина, истина, постичь которую – задача всех, ныне живущих.

Ольга ЛАСУТА.
Фото автора.


Читайте МОЗЫРЬ NEWS в: